Топ-100
что увидеть в Эгикале

В горах Северного Кавказа сокрыто много тайн и легенд. Ингушетия по праву называется Страной Башен. Средневековые башенные комплексы стоят на каждом километре, и даже чаще. В Джейрахском ущелье существовала сеть башен, которая работала как система оповещения. К сожалению, большая часть из них была разрушена, когда большевики выселяли ингушей в 1944 году. Почти все эти башенные комплексы были признаны объектами культурного наследия и охраняются государством. А также часто находят другие постройки, например, мельницы или кузницы, где в древности кипела работа, ковалось оружие или мололась мука.

blank

В свою последнюю поездку на Кавказ я посетила Джейрахско-Ассинский музей-заповедник, где в 2024 году впервые начали внедрять Национальную систему «Территория», которая на местности информирует об истории и границах объектов, а также помогает в обеспечении безопасности гостей заповедника. Именно в этой местности больше всего находится старинных замковых комплексов и других построек в различной степени сохранности. Среди самых хорошо изученных можно отметить Вовнушки и Эгикал.

blank

Не менее интересны и самобытные обычаи и традиции народа галгаев. Один из таких обычаев, дошедших до наших дней — кровная месть, которая распространена по всему Кавказу даже сейчас. Однако есть не только предания о самой кровной мести, но и о том, как ее прощали. Одну такую легенду мне рассказал хранитель музея в ауле Фуртоуг, и произошли эти события как раз в Эгикале.

blank

В XIV—XVI веках прощение первого кровника было довольно редким явлением, однако такие случаи все же были. Эта история произошла Эгикале — столице горной Ингушетии.

Жили в Эгикале двое братьев с семьями — Газд и Хмели. Как и все, вели свое подсобное хозяйство, содержали скотину. У Хмели была в хозяйстве одна ретивая лошадь, любившая лазить в соседские огороды. Ближайший сосед братьев Аушт много раз ругался с Хмели, и в очередной раз, когда тот не досмотрел за своей лошадью, убил его.

blank

Газд сильно горевал по брату, и задумал забрать свою кровь у тейпа Аушта. Сосед же, зная об этом, забрал свою семью и уехал в тейп своей матери — в аул Кели.

Время тогда было неспокойное, и галгаи нередко совершали набеги на кабардинских князей. Аушт тоже принимал в них участие и всегда возвращался с богатой добычей. В один из таких походов его поймали, отобрали оружие и убили, тело же привязали к лошади и отправили домой. Газд узнал об этом и решил хитростью, переодевшись в женские одежды, проникнуть на похороны и забрать обратно свою кровь, убив Элмарза, сына Аушта, но до Элмарза дошла весть об этом.

На полпути к Газду пришел гонец с вестью от Элмарза. Тот просил Газда дать ему достойно похоронить отца, и обещал его ждать между Кели и Оздиком у дерева в полдень, чтобы тот смог забрать кровь своего брата. Газд, подумав, принял его предложение

В назначенное время пришел Газд к дереву и увидел там спящего Элмарза. При нем не было ни меча, ни кинжала, ни пояса. По обычаям галгаев, если человек снимал или развязывал свой пояс, то трогать его было нельзя, так как он признавал свою вину. Это считалось знаком бессилия.

Дождавшись, когда Элмарз проснется, Газд сел рядом и спросил:

— Почему ты спал? Меня вызвал и спишь? Я же мог тебя здесь заколоть.

Элмарз спокойно ответил:

— Я этого очень хотел, так как боюсь, что когда я буду здравствовать, ты со мной не справишься.

Элмарз был крепким мужчиной, очень ловким и сильным. Газд решил, что раз человек настолько верен своему слову и дал все шансы ему вернуть свою кровь, то этого достаточно.

Газд придумал как простить Элмарза. Недалеко от Эгикала проходила ветвь Шелкового пути, где часто ходили караваны, запряженные буйволами. Мужчины условились, что Элмарз залезет в огромный чан, стоящий на третьем обозе от головы каравана, и когда караван будет проходить мимо владений тейпа Газда, выйдет мать его и Хмели и обнимет Элмарза.

В назначенный час, когда караван проходил мимо башен Эгикала, из ворот его вышла высокая, статная женщина с добрым лицом. Она подошла к третьему по счету обозу, заглянула в чан, где был Элмарз, и сказала:

— Я потеряла одного сына, этого достаточно. Не хочу, чтобы лилась больше кровь. Что ты здесь делаешь?

— Я хочу уехать в чужие земли от стыда, что я не могу ничего изменить. Чтобы вы никогда не видели меня и ничего обо мне не слышали, потому что не хочу причинять вам еще больше боли. — отвечал ей мужчина.

— Я потеряла одного сына, но могу его и привести в свой дом. С сего дня ты мне такой же сын, как был когда-то Хмели, и каким является Газд. Нет между нашими семьями больше кровной вражды.

После этих слов женщина обняла Элмарза, прощая его роду гибель своего сына.

Эта легенда прекрасно характеризует менталитет ингушей, ведь для любого горца честь не просто слова. И хотя в этих горных аулах давно никто не живет, и многие башни были разрушены, в Ингушетии каждый тейп знает свою родовую башню. В последнее время ведутся работы по восстановлению этих величественных горных замков.

Автор: Ольга Ладик