В Москве есть «наземное метро», которое связывает центр города и область. Теперь каждый житель столицы может быстро и без пересадок доехать, например, из Одинцово в Лобню или из Нахабино в Подольск. Это нововведение действительно стало прорывом в жизни Москвы и ближайших городов. МЦД избавил жителей Подмосковья от неудобных, долгих и шумных электричек, подарив им скоростные комфортабельные поезда по приемлемой цене.
В этой статье мы расскажем, как работает МЦД, сколько стоит, а также ответим на самые часто задаваемые вопросы касаемо этого нового вида транспорта.
Главные преимущества МЦД
- 6 700 000 жителей Москвы и Подмосковья обрели транспортную доступность к центру города.
- Только благодаря 4 функционирующим сегодня диаметрам, Москва имеет более 100 новых станций общественного транспорта, причём почти половина из них располагаются в шаговой доступности от станций метрополитена.
- Новые поезда МЦД стали вместительнее на 900 пассажирских мест, чем старые электрички.
- Диаметры работают даже чуть дольше, чем метро, но в большинстве случаев синхронизировано с ним — МЦД уже вовсю ходят с 5:30 утра до 1:00 ночи, а фактически перерыв в движении есть только с полтретьего ночи до полпятого.
- Интервал движения поездов МЦД не превысит пяти минут в часы пик. Это практически как в метро. Теперь не нужно подстраиваться под расписание электричек!
Почему задумали строительство МЦД?
История МЦД началась с жалоб жителей Мытищ на неудобство транспортной коммуникации. Подмосковные власти предлагали президенту открыть там станцию метро, продлив тем самым оранжевую ветку. Но Минтранс выступал против этой затеи — по прогнозам, со строительством этой станции, метро будет критически загружено. Тогда у наших властей и зародилась идея развития центральных диаметров в столице.
Чем МЦД отличается от метро или обычной электрички?
- МЦД — это электрички, которые могут насквозь проезжать через Москву. Если у обычной электрички конечно станцией является обычно какой-то московский вокзал, то МЦД не привязаны ни к какому из вокзалов и пересекаются сразу с несколькими станциями метрополитена, что значительно сокращает время в пути.
- Московские центральные диаметры (МЦД) представляют собой сочетание метро и пригородных поездов. На транспортной карте они обозначены латинскими буквами D и соответствующими цифрами.
- Пересаживаться с МЦД на метро и Московское центральное кольцо (МЦК) очень удобно: многие станции связаны наземными или подземными переходами. Даже если переход отсутствует, дорога от МЦД до метро обычно занимает всего 4-5 минут пешком.
- Хотя МЦД напоминают пригородные поезда, их движение более интенсивное: поезда отправляются с интервалом до 12-18 минут, а в часы пик — каждые 6 минут. Кроме того, у них отсутствуют обеденные перерывы.
4 направления МЦД уже функционируют. А какие еще будут?
На сегодняшний день полноценно функционирует 4 направления Московских Центральных Диаметров.
- МЦД-1, или D1, Белорусско-Савеловский. Маршрут: «Одинцово» — «Лобня».
- МЦД-2, или D2, Курско-Рижский. Маршрут проложен от остановки «Подольск» до станции «Нахабино». Кстати, у нас есть отдельная статья про достопримечательности на линии Д2!
- МДЦ-3, или D3, Ленинградско-Казанский. Маршрут от станции «Зеленоград-Крюково» до «Ипподрома».
- МДЦ-4, или D4, Калужско-Нижегородский. Самая сложная для понимания ветка, так как начальная станция едина — «Железнодорожная», — а конечных может быть несколько: «Солнечная», «Новопеределкино» или «Апрелевка».
Схема уже существующих (МЦД-1, МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4) и будущего направления МЦД-5 («Щёлково» — «Домодедово») на схеме ниже, на которой отображена вся схема метро Москвы в перспективе строительства до 2027 года.
Чтобы открыть большую картинку, нажмите на ссылку.
Как видим, диаметры пересекаются в ряде мест:
- На станциях «Тестовская», «Белорусская» и «Савеловская» пересекаются D1 и D4.
- «Марьина Роща», «Площадь трех вокзалов», «Курская» и «Серп и Молот» служат точками пересечения для D2 и D4.
- «Перово» и «Чухлинка» соединяют линии D3 и D4.
В ближайшие годы планируется открытие дополнительных станций для пересадок.
Какие поезда курсируют по МЦД?
Помимо привычных нам пригородных электричек (ЭП2Д и ЭД4М), на МЦД появились ультрасовременные скоростные электропоезда «Иволга», а иногда на ЖД-платформы МЦД приезжают и «Ласточки».
- Нет тамбуров. Теперь никто не покурит тайком в тамбуре электрички и тем самым не испортит настроение некурящим пассажирам. А еще стало легче перейти из одного вагона в другой.
- Увеличилась ширина дверных проёмов, что позволяет избежать толкучки при входе и выходе пассажиров.
- В поездах появились удобные крепления для велосипедов, а также отдельное место для крупногабаритных вещей.
- Туалеты стали намного комфортабельней: они дополнились пеленальными столиками, сенсорными кранами и автоматическими сушилками.
- Теперь в электричке можно зарядить смартфон или другой девайс: все благодаря функционирующим розеткам в поезде.
- Все «Иволги» оборудованы климат-контролем и бесплатным беспроводным интернетом.
- Для ограничения нарушений в поездах установлены видеокамеры.
Сколько стоит проезд на МЦД в 2025?
Открыть картинку в новой вкладке можно по этой ссылке
Стоимость билета будет зависеть от того, насколько далеко вы едете. Весь маршрут диаметра разделён на 3 зоны:
Центральная — в пределах МКАД, проезд стоит 63 рубля. Можно бесплатно осуществить пересадку на метро, а вот на пересадка на наземный транспорт будет дополнительных денег.
Одна поездка в Московском метро (включая проезд на МЦК и МЦД в черте города) в 2025 году стоит 63 рубля за 1 поездку по тарифу «Кошелёк» на карте «Тройка», но, если вы планируете активно пользоваться общественным транспортом, то рекомендуем оформить билет «Единый»: с ним проезд в метро будет стоить 365 рублей за сутки, 700₽ за 3 дня или 3070₽ за месяц.
Тариф «90 минут», который нужен, например, для пересадки с метро на автобус, стоит 94 рубля, при этом количество поездок на наземном транспорте неограниченно. Другие тарифы - на этой картинке.
Обращаем внимание! Все станции Московского метрополитена закрываются для входа и пересадки с одной линии на другую ежедневно в 01:00. Поэтому при необходимости следует приезжать заранее или добираться другим транспортом.
Пригород — действует за пределами станций «Марк» и «Сетунь» по линии D1; «Волоколамская» и «Остафьево» по линии D2; «Ховрино» и «Ухтомская» на D3; «Реутов», «Солнечная», «Внуково» и «Новопеределкино» в D4. Стоимость проезда в 2025 году по этой зоне — 84 рубля. В течение полутора часа можно бесплатно пересесть на метро.
Дальняя — всё, что дальше пригородной зоны. Если пассажир едет со станции, не входящие в МЦД, то стоимость поездки складывается из двух составляющих: действующий билет на электричку (35 рублей за каждую зону) + 84 рубля за проезд по «пригороду». В течение полутора часа пересадка на метро без оплаты.
Также есть и льготы: бесплатно по МЦД могут ездить пенсионеры, приемные родители, родители инвалидов (до тех пор, пока тем не исполнится 23 года).
Заключение
В этой статье мы узнали про МЦД. Вы уже решили, как можно скорректировать свой привычный маршрут на работу? Пишите в комментариях свои вопросы, если они остались, делитесь этой статьёй со своими друзьями в социальных сетях и ловите дешёвые билеты из любого аэропорта!
Не забудьте перед поездкой:
- Купить авиабилет на "AviaSales";
- Забронировать отель, хостел или апартаменты через "Яндекс.Путешествиях";
- Заказать экскурсию от местных жителей в новом для вас городе!